Войти
Регистрация





Статьи        Форумы        

Назад в категорию

Хутор Сасси-Яани

Всего 8814 просмотр(-ов)

Всего 0 комментариев

Оставить комментарий

Крестьянский хутор середины XVIII века. Усадьба Сасси-Яани представляет собой натуральное хозяйство, типичное для западной Эстонии второй половины XVIII века.

Крестьянский хутор середины XVIII века. Усадьба Сасси-Яани представляет собой натуральное хозяйство, типичное для западной Эстонии второй половины XVIII века. Крестьянин находился в крепостной зависимости от помещика и должен был отрабатывать на него шесть дней тягловой барщины в неделю. Помимо барщины крестьяне выполняли ряд дополнительных работ и отдавали помещику так называемую натуральную ренту. С таким объемом работ могла справиться лишь большая семья из пятнадцати-двадцати человек. В крепких хозяйствах домашним помогали батраки и девушки-поденщицы. Так, в усадьбе Сасси-Яани держали двух-трех батраков и батрачек. Земли было 50 га, из них 5 — под посевами. Держали одну-две пары волов, двух-трех лошадей, по меньшей мере двух коров и от четырех до шести овец. Всю работу на помещичьем поле крестьянин выполнял со своим скотом и инвентарем. Жилая рига сложена из необтесанных толстых бревен, с низкими дверями и высокими порогами, крошечными застекленными окошками. Высокая четырехскатная крыша с большим навесом сделана из тростника. Основным помещением жилой риги Сасси-Яани является собственно рига — единственное отапливаемое помещение. Здесь долгими холодными зимами жили и работали все многочисленные обитатели дома. Осенью здесь же сушили зерно.

Крестьянский хутор середины XVIII века. Усадьба Сасси-Яани представляет собой натуральное хозяйство, типичное для западной Эстонии второй половины XVIII века. Перед стоящей в углу большой печкой-каменкой, сложенной из известняка, на открытом очаге готовили на всю семью еду. Печь топилась по-черному, поэтому стены и потолки риги закоптились до черного блеска. Около печи на деревянной ножке стоит светец, в который втыкали лучину. От Мартынова до Юрьева дня вокруг лучины собирались по вечерам домочадцы. Сидели все на низких скамейках, в свободной от дыма зоне. Женщины вязали, пряли, мужчины налаживали упряжь, чинили обувь, изготавливали изделия из дерева. В западной Эстонии, где не было бань, рига служила и парилкой. Спали крестьяне на широких лавках вдоль стен. На солому набрасывали льняную простыню. Накрывались верхней одеждой. Летом молодежь переселялась в амбар, а хозяин с хозяйкой — в камору. Батраки спали на сеновале. Еду готовили в летней кухне. Самым важным событием в жизни крестьянской семьи была свадьба. К ней старались прибрать и украсить даже темную и закопченную ригу. Покрытые сажей стены и жерди для сушки зерна под высоким потолком завешивали циновками из сосновой дранки. Над столом вешали пышные свадебные венцы и деревянную люстру для свечей. Пол в риге устилали еловыми ветками или посыпали душистыми травами, цветами. Свадебное угощение подавали в больших деревянных мисках и блюдах, пиво передавали по кругу в украшенных с большим мастерством деревянных кружках.Чудесный тонкий узор вырезали или выжигали и на других предметах домашнего обихода: сундуках с приданым, шкатулках, седлах, клешнях хомутов, прялках и т. д. Особой декоративностью отличалось приданое невесты: одежда, санные пологи для свадебного поезда, подарки родственникам жениха. Остальная же домашняя утварь отличалась простотой и строгостью, но в самом материале и форме вещи таилось своеобразное очарование.

Крестьянский хутор середины XVIII века. Усадьба Сасси-Яани представляет собой натуральное хозяйство, типичное для западной Эстонии второй половины XVIII века. Из риги или сеней можно попасть в небольшое холодное помещение, именуемое каморой. В усадьбе Сасси-Яани, как и повсюду до середины XIX века, камора под жилье не использовалась, она служила кладовой. Зимой здесь держали домашний скарб, летом же камора превращалась в хозяйскую спальню. По другую сторону от жилого помещения риги располагалось гумно, где осенью цепами молотили зерно. Обмолоченное зерно веяли на сквозняке у широкого входа. Зимой же здесь держали скот — быков и лошадей. С оттепелью животных переводили в хлев, а очищенное от навоза гумно превращалось в мастерскую, где работали мужчины, а кое-где и в летнюю столовую. Во время свадеб и иных празднеств здесь танцевали и веселились. Через двор, напротив гумна, под высокой крышей с широким навесом находится амбар, состоящий из трех клетей и пристройки. Первая клеть предназначена для хранения одежды, там стоят сундуки с одеждой, лари с пряжей, прялки, инвентарь для рукоделия. Особенно хороши плетенные из соломы огромные лари для шерсти. Во второй клети, где хранили еду, стоят бочонки для мяса, рыбы, меда, на полках — маслобойки, туески для масла, на полу — сосуд для домашнего пива. В третьей клети в больших кадках держали зерно, в кадушках поменьше — крупу, бобы. В пристройке помещались телеги, сани и сельскохозяйственные орудия труда. На дворе, ближе к гумну, стоит хлев, где находились коровы, свиньи и овцы. Эта постройка, типичная для крестьянских дворов западной Эстонии конца XVIII — начала XIX веков, состоит из четырех помещений. Посередине находится полузакрытый навес, отсюда двери ведут в свинарник и овчарню, расположенные по одну сторону, и в коровник — по другую. Летом животные ночевали под навесом. Кроме того, здесь хранили кормовые запасы и рабочий инвентарь. Стены хлева сделаны из сосновых и еловых бревен, потолки — из расколотых на две половины кругляшей, полы земляные. В усадьбе Сасси-Яани можно увидеть одну из немногих сохранившихся до наших дней конусообразных летних кухонь, построенную из вертикально поставленных бревен. Строительная традиция такого рода сооружений уходит в глубокую древность, когда еще не было бревенчатых срубов. На летней кухне готовили еду для домочадцев, варево для скота, а в канун праздников делали пиво. Здесь же стирали, варили мыло, свежевали скотину. К хлеву и амбару примыкал огород.

Все в этой усадьбе сделано просто. Строения лишены декоративных украшений. Только под стрехой на концах стропил встречается иной раз незатейливая резьба. Строения отличаются строгой пропорциональностью, утилитарностью, добротностью. Весь ансамбль усадьбы прекрасно вписывается в окружающий пейзаж.

Оставить комментарий
Комментировать статью
Форма добавления комментария

Ваш адрес эл.почты не публикуется на сайте, а служит для индификации незарегистрированого на сайте пользователя

* Эл.почта:
* Имя:

Разрешены теги BBCODE [b]жирный[/b][i]курсив[/i][u]подчеркнутый[/u]
[url="http://www.yandex.ru/"]Яндекс[/url]

Я не робот

Реклама
Популярные статьи раздела
Хутор Яагу Хутор Яагу
Парк-музей Рокка-аль-Маре Парк-музей Рокка-аль-Маре
Ветряная мельница Ветряная мельница
Хутор Пулга Хутор Пулга
Хутор Кёстриасеме Хутор Кёстриасеме
Корчма Колу Корчма Колу
Водяная мельница Водяная мельница
Хутор Колга из Эммасте Хутор Колга из Эммасте
Часовня Сутлепа Часовня Сутлепа
© 2010 — 2017 Путеводитель по Таллину