Войти
Регистрация





Статьи        Форумы        

Назад в категорию

Парк-музей Рокка-аль-Маре

Всего 5809 просмотр(-ов)

Всего 0 комментариев

Оставить комментарий

Эстонский музей под открытым небом. Под Таллином есть живописное местечко с экзотическим итальянским названием Рокка-аль-Маре.

Эстонский музей под открытым небом. Под Таллином есть живописное местечко с экзотическим итальянским названием Рокка-аль-Маре. Берег здесь круто обрывается к морскому заливу, холмы перемежаются неширокими долинами, хвойные деревья сменяются лиственными, глухие заросли переходят в вересковые поляны. В 1957 году в Рокка-аль-Маре был заложен парк-музей, и сюда со всех уголков Эстонии стали свозить образцы и памятники крестьянского зодчества середины XVIII — начала XX веков. Территория музея в 71 га с удивительно разнообразным ландшафтом разделена на четыре этнографические зоны: северную, южную, западную и зону островов. Такое разделение обусловлено историко-этнографическими особенностями развития эстонской материальной культуры и дает возможность в естественных условиях экспонировать сооружения сельской архитектуры, свезенные из отдельных районов республики. В Эстонском государственном парке-музее экспозиция спланирована по кругу, и все ее части соединяются главной кольцевой дорогой. От нее разветвляется сеть дорожек, проложенных по типу проселочных. Такое размещение экспозиции дает возможность наиболее рационально использовать территорию музея и обеспечить последовательность осмотра.

В каждой зоне центральное место отводится крестьянским усадьбам, сгруппированным в деревеньки. Здесь можно увидеть ветряные и водяные мельницы, корчму, церковь и т. д. В музей уже доставлено более 70 строений, из них сформировано 12 усадеб, состоящих из жилых и хозяйственных построек и окруженных характерными для них оградами. Всего в музее собрано более 46 000 экспонатов.

Эстонский музей под открытым небом. Под Таллином есть живописное местечко с экзотическим итальянским названием Рокка-аль-Маре.

Эстонская народная культура развивалась в сложной исторической обстановке. Социально-экономические условия тормозили развитие народной культуры и, в частности, крестьянской архитектуры, не изменявшейся столетиями. Непосильная барщина не оставляла ни времени, ни сил на благоустройство и украшение жилища, которое все равно принадлежало помещику. Для строений XVIII — XIX веков характерны предельная простота и целесообразности Предметы же домашнего обихода, особенно обрядовые, поражают красотой форм и богатством отделки. Именно они и составляют лучшую часть своеобразного и богатого наследия эстонского народного искусства.

Несмотря на нещадную крепостническую эксплуатацию, эстонский крестьянин сумел в течение столетий выработать собственный стиль построек; их строгие формы и удачные пропорции отвечали эстетическим запросам народа. Планировка деревень в каждой этнографической зоне отличалась своеобразием. В северной и западной Эстонии преобладали кучевые деревни, в центральной Эстонии кроме того встречались деревни с рядовой планировкой, а также со звеньевой (рядовая, с далеко отстоящими дворами), для южной Эстонии были характерны небольшие деревни разбросанной планировки. Дворы и приусадебные строения на старинных планах располагались сравнительно свободно. Бросается в глаза обилие изгородей: во дворах, на улочках, полянах и выгонах. Это объясняется характерным для того времени выпасом скота. При постройке дома учитывались многочисленные экономические и бытовые факторы — рельеф местности, близость питьевой воды и дороги, сторона света и т. д. Строений на усадебном дворе располагалось, как правило, немало, так как здесь сосредотачивалась вся жизнь и хозяйственная деятельность многочисленной семьи. Почти для каждого вида хозяйственной деятельности строилось особое помещение. Количество строений и весь план усадьбы зависел от экономического состояния семьи. Усадьба зажиточных крестьян была обширна, с многочисленными строениями. Двор бедняка состоял из небольшого жилого домишка и одной или двух надворных построек. У бобылей чаще всего было одно маленькое строение.

Располагались постройки в крестьянском дворе крайне разнообразно, но все же можно проследить определенные традиции. Как правило, жилая рига находилась во внутренней части двора, обсаженного большими деревьями, и ее передний фасад был обращен на юг, с небольшими отклонениями в сторону юго-запада или востока. Из расположенного в центре жилья просматривались все надворные постройки: так удобно было следить за порядком. На значительном расстоянии от жилого дома находились другие строения: со стороны жилого помещения — амбар, а ближе к гумну — хлев. Во избежание пожара баня и летняя кухня располагались в отдалении. К усадебному двору примыкал огород.

Господствующим типом крестьянского жилища была длинная срубная постройка с высокой четырехскатной крышей, крытой, как и крупные надворные постройки, соломой, а на побережье и островах — нередко тростником. Для защиты от частых дождей, ветра и сырости крыши должны были быть особенно надежными. Поэтому крыша зачастую являлась доминирующим элементом постройки. Двухскатные крыши небольших надворных построек покрывали дерном, дранкой, корой или плитняком. Из конструктивных соображений, а также для сохранения тепла двери делали низкие, а порог высокий. Окна были маленькие, или вовсе отсутствовали. Для укрепления каркаса использовали различные естественные формы деревьев.

Наибольший интерес в эстонской сельской архитектуре привлекает жилая рига. Это своеобразное строение использовалось для жилья, сушки и обмолота хлеба, а также других домашних работ. Иногда жилая рига служила и баней. Этот тип жилища сложился в эпоху феодализма и помимо Эстонии встречался лишь на севере Латвии. Помещения жилой риги функционально связаны и приспособлены к быту большой семьи. Этим объясняются также огромные размеры и длительное существование столь сложного типа жилья.

Жилища, построенные раздельно с ригой, в  феодальной Эстонии встречались  редко: у рыбаков, ремесленников, безземельных или малоземельных крестьян. Среди надворных построек следует обратить внимание на амбар, где хранилось крестьянское добро. Летом же в амбаре и спали. Кризисные явления в феодально-крепостническом сельском хозяйстве проявились в Эстонии уже во второй половине XVIII века. Однако наиболее существенные изменения в жизни крестьянина произошли в период интенсивного развития капитализма — во второй половине XIX века. Отмена крепостного права в 1816 и 1819 годах, постепенное освобождение крестьян от гнета и произвола помещиков, определенный экономический подъем в период развивающегося капитализма — все это не могло не отразиться на крестьянском зодчестве, культуре быта и народном искусстве в целом. Историко-этнографическая экспозиция парка-музея отражает развитие материальной культуры эстонского крестьянства, ее многообразие и единство в процессе исторического развития. Близ главных ворот музея, по обе стороны дороги, в сосновом леске экспонируется деревенька, характерная для западной Эстонии XVIII—XIX веков. Она состоит из двух усадеб и бедняцкого подворья. Чуть поодаль, на холме стоит большая ветряная мельница.

Оставить комментарий
Комментировать статью
Форма добавления комментария

Ваш адрес эл.почты не публикуется на сайте, а служит для индификации незарегистрированого на сайте пользователя

* Эл.почта:
* Имя:

Разрешены теги BBCODE [b]жирный[/b][i]курсив[/i][u]подчеркнутый[/u]
[url="http://www.yandex.ru/"]Яндекс[/url]

Я не робот

Реклама
Популярные статьи раздела
Хутор Сасси-Яани Хутор Сасси-Яани
Хутор Яагу Хутор Яагу
Ветряная мельница Ветряная мельница
Хутор Пулга Хутор Пулга
Хутор Кёстриасеме Хутор Кёстриасеме
Корчма Колу Корчма Колу
Водяная мельница Водяная мельница
Хутор Колга из Эммасте Хутор Колга из Эммасте
Часовня Сутлепа Часовня Сутлепа
© 2010 — 2017 Путеводитель по Таллину