Войти
Регистрация





Статьи        Форумы        

Назад в категорию

Антс Лайкмаа

Всего 4659 просмотр(-ов)

Всего 0 комментариев

Оставить комментарий

Творчество Антса Лайкмаа

Творчество Антса Лайкмаа Яркую страницу в историю эстонского искусства вписал и выходец из семьи вигалаского хуторянина Антс Лайкмаа (1866—1942). Чтобы попасть в Академию художеств, юный Лайкмаа не имея денег, пошел пешком из Риги в Дюссельдорф. Этот символический факт — характерное свидетельство трудностей, которые преодолевали многие эстонские художники. В Дюссельдорфской академии художеств Лайкмаа учился недолго (1891—1893, 1896—1897). Решив затем самостоятельно искать свой путь в искусстве, Лайкмаа путешествовал по Западной Европе. Самое длинное путешествие он совершил в 1909—1913 годах на остров Капри и в Тунис. Лайкмаа был энтузиастом своего дела, организатором художественной жизни в Эстонии. Открытые им в 1903 году курсы рисования переросли в популярную студию, работавшую в 1903—1907 и в 1913—1932 годах. Здесь в различное время получили художественную подготовку многие эстонские художники — А. Ууритс, О. Каллис, Э. Бринкманн, И. Выэрахансу, П. Аавик, Э. Роос и др. Лайкмаа устраивал в Эстонии художественные выставки, в 1907 году организовал первое эстонское общество искусств, публиковал в газетах рецензии и статьи об изобразительном искусстве. Будучи талантливым художником, Лайкмаа выработал индивидуальную, гибкую пастельную технику, наилучшим образом отвечавшую его неуемному темпераменту и интуитивным средствам выражения. Творческую деятельность художник начал в качестве портретиста. В начале века им были созданы завоевавшие известность портреты видных представителей эстонской культуры: поэтессы Марии Ундер (1904), композитора Мийны Хярма (1904) и актера Пауля Пинна (1906). Стремясь передать духовную красоту простых людей, Лайкмаа у себя на родине, в Ляэнемааском уезде, рисует деревенских стариков и девушек. К 1903 году относится его лирическое произведение «Девушка из Ляэнемаа». Созданный в 1904 году портрет «Старый Айтсам» обогатил эстонское искусство новым образам эстонского крестьянина — жизнестойкого, энергичного, активного борца за свои права. Присущая портретам Лайкмаа живость и стремление уловить мгновенное настроение модели, а также многокрасочность палитры роднит его с импрессионистами. Пейзажной живописью Лайкмаа начал заниматься, находясь в эмиграции в Финляндии, куда он вынужден был уехать из-за участия в революционных событиях 1905 года. В пейзаже «Валлинкоски» (1909) бурлящая вода как бы выражает мятежный дух самого художника и эпохи. Часть пейзажей Лайкмаа относится к периоду его пребывания на Капри (1909—1910). Пастели, привезенные художником из длительного зарубежного путешествия, образуют особую главу в творчестве Лайкмаа. Среди них есть и эскизные, небольших размеров, созданные по мотивам Капри, и обширные панорамы («Панорама Анакапри»). Настроение передается приглушенным колоритом и прочерченным по поверхности картины черным контуром. Мастерски написан характерный портрет квартирной хозяйки художника на Капри «Mia Padrona» (1910). В тунисских пейзажах появляются яркие контрастные тона. В музее хранится целая галерея портретов туземцев, созданная Лайкмаа, — меланхолические девушки-берберийки и темнокожие арабы. Богатая южная природа и колоритные типы, служившие моделями, позволили Лайкмаа смелее обращаться с цветом и более гибко использовать его. Об этом свидетельствует один из лучших портретов художника — «Сальме» (1913), моделью для которого послужила маленькая племянница художника. Колорит портрета основан на контрасте красного и зеленого. Многочисленные автопортреты Лайкмаа дают возможность представить себе автора в разные годы его жизни.

Лайкмаа любил равнинный пейзаж западной Эстонии. Он донес до нас поэзию старых хуторов, полей, лесов и рощ. Проникновенно написан «Зимний пейзаж» (1938), запечатлевший Таэбла, где Лайкмаа провел последнее десятилетие своей жизни. Стареющий художник с большой убедительностью передал красоту родных мест и северной зимы. Крупными представителями эстонского искусства XX века являются Николай Трийк и Конрад Мяги. Примыкая к группировке «Ноор Ээсти» («Молодая Эстония»), они добивались создания национального искусства европейского уровня и призывали к художественной выразительности. Трийк и Мяги являлись ведущими педагогами учрежденной в 1919 году художественной школы «Паллас». К. Мяги был ее первым директором.

Оставить комментарий
Комментировать статью
Форма добавления комментария

Ваш адрес эл.почты не публикуется на сайте, а служит для индификации незарегистрированого на сайте пользователя

* Эл.почта:
* Имя:

Разрешены теги BBCODE [b]жирный[/b][i]курсив[/i][u]подчеркнутый[/u]
[url="http://www.yandex.ru/"]Яндекс[/url]

Я не робот

Реклама
Популярные статьи раздела
Конрад Мяги Конрад Мяги
Эдуард Вийральт Эдуард Вийральт
Амандус Адамсон Амандус Адамсон
Олев Субби Олев Субби
Айно Бах Айно Бах
Просмотров: 7368

Творчество Айно Бах.

Николай  Трийк Николай Трийк
Живопись II половины XIX века Живопись II половины XIX века
Иохан Кёлер Иохан Кёлер
Яан Коорт Яан Коорт
Эльмар Китс Эльмар Китс
© 2010 — 2017 Путеводитель по Таллину