Войти
Регистрация





Статьи        Форумы        

Назад в категорию

Антс Лайкмаа

Всего 4395 просмотр(-ов)

Всего 0 комментариев

Оставить комментарий

Творчество Антса Лайкмаа

Творчество Антса Лайкмаа Яркую страницу в историю эстонского искусства вписал и выходец из семьи вигалаского хуторянина Антс Лайкмаа (1866—1942). Чтобы попасть в Академию художеств, юный Лайкмаа не имея денег, пошел пешком из Риги в Дюссельдорф. Этот символический факт — характерное свидетельство трудностей, которые преодолевали многие эстонские художники. В Дюссельдорфской академии художеств Лайкмаа учился недолго (1891—1893, 1896—1897). Решив затем самостоятельно искать свой путь в искусстве, Лайкмаа путешествовал по Западной Европе. Самое длинное путешествие он совершил в 1909—1913 годах на остров Капри и в Тунис. Лайкмаа был энтузиастом своего дела, организатором художественной жизни в Эстонии. Открытые им в 1903 году курсы рисования переросли в популярную студию, работавшую в 1903—1907 и в 1913—1932 годах. Здесь в различное время получили художественную подготовку многие эстонские художники — А. Ууритс, О. Каллис, Э. Бринкманн, И. Выэрахансу, П. Аавик, Э. Роос и др. Лайкмаа устраивал в Эстонии художественные выставки, в 1907 году организовал первое эстонское общество искусств, публиковал в газетах рецензии и статьи об изобразительном искусстве. Будучи талантливым художником, Лайкмаа выработал индивидуальную, гибкую пастельную технику, наилучшим образом отвечавшую его неуемному темпераменту и интуитивным средствам выражения. Творческую деятельность художник начал в качестве портретиста. В начале века им были созданы завоевавшие известность портреты видных представителей эстонской культуры: поэтессы Марии Ундер (1904), композитора Мийны Хярма (1904) и актера Пауля Пинна (1906). Стремясь передать духовную красоту простых людей, Лайкмаа у себя на родине, в Ляэнемааском уезде, рисует деревенских стариков и девушек. К 1903 году относится его лирическое произведение «Девушка из Ляэнемаа». Созданный в 1904 году портрет «Старый Айтсам» обогатил эстонское искусство новым образам эстонского крестьянина — жизнестойкого, энергичного, активного борца за свои права. Присущая портретам Лайкмаа живость и стремление уловить мгновенное настроение модели, а также многокрасочность палитры роднит его с импрессионистами. Пейзажной живописью Лайкмаа начал заниматься, находясь в эмиграции в Финляндии, куда он вынужден был уехать из-за участия в революционных событиях 1905 года. В пейзаже «Валлинкоски» (1909) бурлящая вода как бы выражает мятежный дух самого художника и эпохи. Часть пейзажей Лайкмаа относится к периоду его пребывания на Капри (1909—1910). Пастели, привезенные художником из длительного зарубежного путешествия, образуют особую главу в творчестве Лайкмаа. Среди них есть и эскизные, небольших размеров, созданные по мотивам Капри, и обширные панорамы («Панорама Анакапри»). Настроение передается приглушенным колоритом и прочерченным по поверхности картины черным контуром. Мастерски написан характерный портрет квартирной хозяйки художника на Капри «Mia Padrona» (1910). В тунисских пейзажах появляются яркие контрастные тона. В музее хранится целая галерея портретов туземцев, созданная Лайкмаа, — меланхолические девушки-берберийки и темнокожие арабы. Богатая южная природа и колоритные типы, служившие моделями, позволили Лайкмаа смелее обращаться с цветом и более гибко использовать его. Об этом свидетельствует один из лучших портретов художника — «Сальме» (1913), моделью для которого послужила маленькая племянница художника. Колорит портрета основан на контрасте красного и зеленого. Многочисленные автопортреты Лайкмаа дают возможность представить себе автора в разные годы его жизни.

Лайкмаа любил равнинный пейзаж западной Эстонии. Он донес до нас поэзию старых хуторов, полей, лесов и рощ. Проникновенно написан «Зимний пейзаж» (1938), запечатлевший Таэбла, где Лайкмаа провел последнее десятилетие своей жизни. Стареющий художник с большой убедительностью передал красоту родных мест и северной зимы. Крупными представителями эстонского искусства XX века являются Николай Трийк и Конрад Мяги. Примыкая к группировке «Ноор Ээсти» («Молодая Эстония»), они добивались создания национального искусства европейского уровня и призывали к художественной выразительности. Трийк и Мяги являлись ведущими педагогами учрежденной в 1919 году художественной школы «Паллас». К. Мяги был ее первым директором.

Оставить комментарий
Комментировать статью
Форма добавления комментария

Ваш адрес эл.почты не публикуется на сайте, а служит для индификации незарегистрированого на сайте пользователя

* Эл.почта:
* Имя:

Разрешены теги BBCODE [b]жирный[/b][i]курсив[/i][u]подчеркнутый[/u]
[url="http://www.yandex.ru/"]Яндекс[/url]

Я не робот

Реклама
Популярные статьи раздела
Конрад Мяги Конрад Мяги
Эдуард Вийральт Эдуард Вийральт
Олев Субби Олев Субби
Амандус Адамсон Амандус Адамсон
Николай  Трийк Николай Трийк
Живопись II половины XIX века Живопись II половины XIX века
Айно Бах Айно Бах
Просмотров: 6800

Творчество Айно Бах.

Иохан Кёлер Иохан Кёлер
Яан Коорт Яан Коорт
Эльмар Китс Эльмар Китс
© 2010 — 2017 Путеводитель по Таллину